Последние несколько лет ПК гейминг переживает настоящее возрождение и лучшим доказательством тому служит рынок сопутствующих товаров. На рынке присутствует огромное количество разнообразных комплектующих и периферии, ориентированных на геймеров: от самых распространенных, вроде игровых видеокарт, мышей, клавиатур, игровых поверхностей, до специальных компьютерных корпусов, рассчитанных на геймеров. При всей ширине ассортимента товаров для геймеров, большую часть из них можно условно разделить на две группы: девайсы, которые прямо или косвенно влияют на игровой процесс, тем самым делая геймплей более приятным или даже помогают улучшить свой результат в некоторых высококонкурентных играх, а также «пустышки», которые, несмотря на свой «геймерский» статус, никакого реального толка не приносят, не влияя на игровой процесс.
Сегодня к нам на обзор попал достаточно необычных девайс — специализированная игровая сетевая карта Bigfoot Networks Killer 2100, призванная уменьшить пинг и лаги во время игр по сети, а также снизить нагрузку на процессор, тем самым в конечном счете обеспечив игроку более плавный и стабильный игровой процесс, который должен вылиться в небольшое превосходство в играх по сети. В этом обзоре мы и попытаемся разобраться, что в действительности из себя представляет данный продукт, как он работает, а также, что именно даст геймеру его использование.
История продукта
Впервые компания Bigfoot Networks представила свои специализированные игровые сетевые карты еще в 2006 году. Доступные тогда модели под названиями M1 и K1 привлекли внимание энтузиастов в 2007 году во многом потому, что данные сетевые карты обладали не только сетевым портом, но и портом USB, а также позволяли запускать специально написанные программы (вроде торрент-клиентов) прямо на сетевой карте, тем самым не затрачивая на них ресурсы вашего компьютера. Несмотря на интересный функционал, из-за своей высокой цены (более 200-250 долларов), доступны эти сетевые карты были далеко не всем, поэтому в середине 2009 компания Bigfoot Networks выпустила более доступный вариант своего продукта — игровую сетевую карту Killer Xeno Pro, которая отличалась уменьшенными размером и ценой, но при этом обеспечивала тот же основной функционал. Стоит правда заметить, что Killer Xeno Pro лишилась как USB порта, так и возможности запускать приложения, так как эти функции не оправдали надежд, зато в данную сетевую карту были добавлены аудио порты.
Компания Bigfoot Networks решила не останавливаться на достигнутом и в середине 2010 года выпустила новую модель игровой сетевой карты под названием Killer 2100, которая была сфокусирована на основных задачах специализированного сетевого процессора: уменьшать сетевые задержки в играх и обеспечивать большую гибкость сетевых настроек. Также в 2010 году можно было увидеть анонсы от нескольких производителей материнских плат и видеокарт (Gigabyte, Asus и т.д.), которые встроили Killer 2100 в некоторые свои продукты, предназначенные для геймеров. Именно сетевую карту Bigfoot Networks Killer 2100 мы сегодня и рассмотрим.
Технические хараткеристики Killer 2100
Тип | Сетевая карта |
Технология | 10/100/1000 Ethernet |
Интерфейс | PCI-Express 1x |
Подключение | RJ-45 |
Процессор | ARM процессор с частотой 400 Мгц |
Объем памяти | 128 Мб |
Подсветка | Красная (отключаемая) |
Совместимость | Windows 7 и Vista (32 и 64-bit) Windows XP (32-bit) |
Упаковка и комплектация Killer 2100
Игровая сетевая карта Bigfoot Networks Killer 2100 поставляется в небольшой красочной картонной коробке, которая оформлена в довольно типичном для игровых компонентов (например, для видеокарт) стиле. На передней части коробки указаны названия производителя и его продукта. Кроме того, на упаковке сразу указано и основное предназначение карты — максимальная сетевая производительность в онлайн играх. Небольшая пиктограмма уверяет нас, что эта карта может делать нечто до десяти раз быстрее, правда без указания, что именно 😉
На задней части коробки указаны три основных преимущества игровой сетевой карты Killer 2100 с небольшими пояснениями:
- Скорость, которая достигается благодаря специализированному сетевому процессору (он же NPU — Network Processing Unit) и не менее специализированному программному обеспечению Game Networking DNA;
- Интеллект. При помощи специального программного обеспечения, карта Killer 2100 может определить сетевой трафик игры и отдать ему наивысший приоритет (технология Advance Game Detect);
- Контроль. Специальное программное обеспечение Visual Bandwidth Control позволяет следить за тем, какие именно приложения используют сетевые ресурсы, а также настраивать приоритет между ними или выставить для них ограничения;
На одной из боковин коробки есть рекомендация сетевой карты Killer 2100 от профессионального геймера Манюэля Схенкхёйзена (он же Grubby), чемпиона по Warcraft 3 — ничего необычного здесь нет, к такой практике часто прибегают компании, специализирующиеся на игровой периферии и комплектующих.
На другой боковине коробки можно найти небольшой список технических характеристик сетевой карты Killer 2100, ее системные требования, а также список содержимого коробки, к которому мы и перейдем.
Открыв фирменную упаковку, кроме самой геймерской сетевой карты Bigfoot Networks Killer 2100, упакованной в антистатический пакет, внутри можно обнаружить диск с драйверами и фирменным программным обеспечением, а также небольшую книжечку с документацией. Хотя диск с ПО и присутствует в комплекте, я рекомендую скачать свежие драйвера и ПО с официального сайта Bigfoot Networks.
Осмотр карты Bigfoot Networks Killer 2100
Игровая сетевая карты Killer 2100 выполнена в компактном форм-факторе — длина карты составляет всего 10 сантиметров. Передняя часть карты закрыта перфорированной накладкой, на которой указано название компании производителя, т.е. Bigfoot Networks. По своему внешнему виду, данная игровая карта напоминает некоторые звуковые карты (например, X-Fi Titanium Fatal1ty от Сreative). К компьютеру игровая сетевая карта Bigfoot Networks Killer 2100 подключается посредством порта PCIe x1, поэтому установить ее можно в любой порт: от PCIe x1 до PCIe x16. К локальной сети же эта сетевая карта подключается с помощью обычного коннектора RJ45. Тыльная сторона сетевой карты Killer 2100 не закрыта никакими накладками, поэтому на ней можно увидеть довольно сложную разводку печатной платы.
Сняв декоративный кожух, можно увидеть все компоненты игровой сетевой карты Bigfoot Networks Killer 2100. Центральное место среди компонентов карты занимает 400 МГц сетевой процессор (Network Processing Unit или попросту NPU) с логотипом в виде буквы «К».
Сетевой процессор (NPU) игровой сетевой карты Killer 2100 является системой-на-кристалле (SoC) PowerQUICC II Pro производства компании Freescale Semiconductor, основанной на архитектуре PowerPC. Для него характеры крайне низкое тепловыделение (около 2 Вт), из-за чего на нем и нет радиатора, а также достаточно высокая производительность, которой более чем хватает для встроенной ОС.
Справа от сетевого процессора расположены два чипа оперативной памяти Samsung K4T51163QI HCE6 DDR2-667 (333MHz @ CL=5, tRCD=5, tRP=5), объемом по 512 Мбит каждый, что в сумме дает 1024 мегабита или 128 мегабайта, о чем и указано на коробке 😉 Оперативная память на Killer 2100 используется для того же, для чего и в вашем компьютере — работы ОС, в данном случае одного из множества вариантов Linux. Над сетевым процессором располагаться чип флеш-памяти S29GL064N производства spansion объемом в 8 МБ, который используется для хранения «прошивки» сетевой карты Killer 2100.
На обратной стороне платы установлен чип гигабитного трансивера (Gigabit Ethernet Transceiver) Alaska 88E1118R производства компании Marvell. Данный чип занимается приемом и передачей сигналов Ethernet.
Кроме того, на печатной плате видны нераспаянные разъемы, среди которых: два аудиоджека, линейный вход и порт USB. Данные разъемы присутствовали в более ранней (и более) дорогой модели игровой сетевой карты Killer Xeno Pro, в нынешней же версии от них решили отказаться, во многом потому, что их использование не стало популярным.
Принцип работы Bigfoot Networks Killer 2100
Для того чтобы понять — зачем нужна игровая сетевая карта Bigfoot Networks Killer 2100, нужно сначала уточнить, какие улучшения она обещает и каким образом они достигаются. Компания Bigfoot Networks, производитель игровой сетевой карты Killer 2100, обещает, что используя данную сетевую карту можно уменьшить задержки игрового трафика (пинг), уменьшить нагрузку на центральный процессор (по сравнению со встроенной сетевой картой), а также получить более гибкий контроль за программами, которые используют сетевые ресурсы. Для обеспечения этих функций, на сетевой карте Killer 2100 установлены процессор, оперативная и долговременная память — в общем, все необходимое для функционирования операционной системы на ядре Linux с необходимым набором проприетарного программного обеспечения.
Задержка сигнала в случае игры по сети состоит из трех главных составляющих:
- Задержки на клиентском ПК;
- Задержки интернет подключения;
- Задержки игрового сервера;
Вполне очевидно, что на вторую и третью составляющую задержки данная сетевая карта никак повлиять не может, в прочем, она на это и не претендует. А вот задержка, которая возникает на клиентском ПК, из-за особенностей работы операционной системы и стандартной сетевой карты, вполне поддается уменьшению.
По информации производителя, сетевая карта Bigfoot Networks Killer 2100 использует свой собственный сетевой стек, оптимизированный под минимально возможные задержки, в обход сетевого стека операционной системы Windows, тем самым направляет информацию напрямую к игре. Кроме того, благодаря наличию на данной игровой сетевой карте своего процессора, данные обрабатываются более быстро, чем на стандартной сетевой карте, использующей ресурсы центрального процессора, что становиться особо актуально и заметно в моменты его (центрального процессора) загрузки. Более того, использование отдельного сетевого процессора также немного снижает загрузку центрального процессора — мелочь, но приятная.
Похожие механизмы используются на высокопроизводительных сетевых платах серверного сегмента, работающих на скоростях 10Гбит/с, где применяется технология TOE (TCP Offload Engine), которая перекладывает нагрузку по обработке сетевых пакетов протокола TCP/IP с центрального процессора на специальный процессор/контроллер, установленный на сетевой плате. Это становится актуально, так как при высоких скоростях и нагрузках, а особенно при использовании на сервере нескольких сетевых плат, обработка сетевых ресурсов может съесть значительное количество ресурсов центрального процессора и привести к возникновению нежелательных задержек/лагов.
Радикально-глобальных снижений задержки компания Bigfoot Networks не обещает, ведь в большей степени задержки (пинг) до конкретного игрового сервера зависят от вашего провайдера, его сетевой инфраструктуры, задержек при перенаправлении сетевых пакетов в интернете, а также самого игрового сервера. Тем не менее, уменьшая задержки, возникающие на клиентском ПК, компания Bigfoot Networks обещает сделать игровой процесс более резким и отзывчивым и уменьшить возможные лаги, что особо актуально в соревновательных играх и игровых чемпионатах, когда решающими, чаще всего, становятся доли секунды.
Кроме уменьшения задержек, используя игровую сетевую карту Bigfoot Networks Killer 2100, можно выставить приоритеты разнообразным программам, использующим сетевые ресурсы — к примеру, игре приоритет первого уровня, программе голосового чата приоритет второго или третьего уровня, а фоновой закачке — минимальный уровень приоритета, т.е. четвертый. Нечто похожее на QoS роутера, но на конкретном ПК.
Насколько соответствуют действительности заявления компании Bigfoot Networks мы сегодня и проверим, проведя соответствующие тестирования. Однако, для начала, давайте установим сетевую карту и соответствующее программное обеспечение компании Bigfoot Networks.
Установка карты Killer 2100 и ее ПО
Установка игровой сетевой карты Bigfoot Networks Killer 2100 не вызовет проблем даже у новичка, ведь для этого необходимо всего-лишь установить карту в любой доступный порт PCIe (от x1 до x16) и подключить провод локальной сети — больше ничего подключать не надо 😉 Когда компьютер включен, можно заметить красное свечение из под защитной крышки сетевой карты, но при желании декоративную подсветку можно отключить. После того как сетевая карта установлена в компьютер, необходимо установить ее драйвера и ПО. Как я уже писал выше, не смотря на то, что драйвера и софт есть на диске в комплекте, я рекомендую скачать их свежие версии с официального сайта производителя, так как обновления для них выходят довольно-таки часто.
После установки драйверов и ПО, при необходимости, происходит автоматическое обновление прошивки сетевой карты — его нельзя перерывать, так как это может привести сетевую карту в негодность. Также, перед установкой драйверов и ПО, я рекомендую закрыть все запущенные на фоне программы. После установки ПО и обновления прошивки, в области уведомления у вас будет висеть значок программы Killer Network Manager. На главной странице программы Killer Network Manager (вкладка Overview) вы можеет увидеть базовую информацию о вашем ПК.
Во вкладке PC Monitor можно наблюдать (а также записывать) различную информацию, связанную с производительностью вашего ПК: загрузку центрального процессора (CPU), загрузку сетевого процессора (NPU), использование канала в интернет, использование оперативной памяти, количество кадров в секунду (в случае установленного приложения FRAPS), а также пинг — в нашем случае, самый важный параметр 😉
Во вкладке Applications можно выбрать любую программу, использующую сетевое подключение, и установить ограничения на максимальную скорость подключения, либо выставить ей «безлимитный тариф» 😉 Также в этой вкладке можно выставить уровень приоритета приложений, от первого до четвертого. Основной смысл этих настроек в том, что они позволят вашему компьютеру в процессе игры по сети делать что-то еще (например, закачивать новую игру или обновления), без того чтобы мешать игровому процессу, создавая лаги.
Во вкладке Network можно изменить настройки сетевой карты, интернет подключения, протокола TCP, а также выставить исключения для трафика из локальной сети.
Вкладка Advanced содержит настройки самой программы Killer Network Manager, в том числе: какую информацию выводить на контрольную панель, настройки приоритета по-умолчанию, в каких единицах измерения выводить информацию, отключение декоративной подсветки, сбор статистики по пингу и т.д.
Как вы видите, программа Killer Network Manager обладает довольно большим количеством настроек и функций, что несомненно является плюсом.
Теперь же перейдем к тестированию.
Тестирование сетевой карты Killer 2100
Для того чтобы наиболее детально протестировать сетевую карту Bigfoot Networks Killer 2100, мы проведем несколько разных тестов, нацеленных на проверку различных аспектов функционирования данной сетевой карты. Так, в нашем тестировании мы воспользуемся синтетическим тестом GaNE (Game Network Efficiency), а также проведем игровое тестирование в нескольких шутерах от первого лица (FPS), в которых мы будем наблюдать как за пингом, так и за своими субъективными впечатлениями, связанных с использованием игровой сетевой карты Killer 2100. Нам также хотелось провести еще некоторые тесты, в которых можно протестировать пропускную способность игровой сетевой карты Killer 2100 по протоколу UDP, но для такого теста желательно иметь две таких сетевых карты, дабы при тестировании проверить все возможные варианты.
Тестовая конфигурация | |
---|---|
Процессор | Intel Core i7 920 |
Материнская плата | MSI X58 Pro |
Встроенная сетевая карта | Realtek 8111C |
Оперативная память | GSkill 2 GB x 3 |
Видеокарта | HIS Radeon HD 4870 |
Операционная система | Windows 7 (64-bit) |
Тест GaNE (Game Network Efficiency)
Данный тест был специально разработан компанией Bigfoot Networks для тестирования производительности сетевых карт в условиях, максимально приближенных к таковым, которые наблюдаются при сетевой игре. Тот факт, что компания Bigfoot Networks сама разработала этот тест, конечно, звучит подозрительно, но ведь с другой стороны, а что им было еще делать? Они ведь не виноваты, что раньше никто не пытался измерять производительность сетевых карт при их использовании для сетевых компьютерных игр. По информации производителя, тест GaNE заключается в измерении временных задержек, необходимых пакету информации на преодоление пути к «пингуемому» компьютеру и обратно. Пакеты имеют 100 байтный размер и отправляются каждые 50 мс — такие показатели выбраны в связи с их схожестью с реальными условиями. Главная фишка данного теста заключается в том, что его необходимо проводить одновременно с каким-нибудь игровым бенчмарком, обеспечивающим загрузку процессора и видекарты, то есть эмулируя условия, которые происходят в реальном мире в том случае, когда вы играете по сети. Компания Bigfoot Networks заявляет, что обычно небольшие значения пинга возрастают при интенсивной нагрузке процессора, наблюдаемой в компьютерных играх, а их сетевая карта Killer 2100 эффективно противодействует этому, так как оснащена своим независимым сетевым процессором и сетевым стеком. Данным тестом можно тестировать не только сетевые карты производства Bigfoot Networks, но и любые другие.
Результаты теста GaNE выводятся в виде сравнительной характеристики, указывающей насколько одна карта быстрее другой и насколько отличается колебание пинга. Как того и полагает тест GaNE, параллельно с ним запускался игровой бенчмарк, в нашем случае Resident Evil 5 Benchmark. Для того чтобы получить как можно больше данных из этого теста, мы прогоняли его с разными настройками графики (которые в свою очередь влияют на загрузку процессора), мы меняли разрешение, настройки сглаживания, вертикальной синхронизации и т.д. Всего было проведено более тридцати разных прогонов, в результате чего было получено огромное количество тестовых результатов — если отобразить все из них, то в них бы утонула вся статья 😉
Если же привести результаты всех вариантов тестирования в кратком варианте, по тесту GaNE игровая сетевая карта Killer 2100, в зависимости от настроек тестирования, была от 0.9 до 6 раз быстрее встроенной, при меньшем уровне колебаний пинга. Да, это не опечатка, в некоторых тестах сетевая карта Killer 2100 была «быстрее» встроенной в 0.9 раз (то есть результат Killer 2100 составил всего 90 процентов от результата встроенной), иными словами она была немного медленней, правда такой результат был буквально в паре тестов. Что еще интересней, результаты тестирования не обладали предсказуемостью/линейностью, которой они должны обладать из-за принципа работы Killer 2100. Небыло такого, что мы понижаем разрешение (из-за чего увеличивается количество кадров в секунду и соответственно растет загрузка процессора) и мы получаем гарантированный более впечатляющий отрыв специализированной игровой сетевой карты от обычной. Более того, проведя довольно большее количество тестовых прогонов, мы так и не обнаружили какой-либо связи между настройками графики/загрузкой процессора и результатами тестирования.
После этого, чтобы посмотреть станет ли отрыв игровой сетевой карты от встроенной болле внушительным, мы решили параллельно с бенчмарком Resident Evil 5 Benchmark, запустить программу, которая гарантировано может серьезно загрузить процессор — Linpack. Прогнав несколько тестов с Linpack’ом, выбирая разные уровни загрузки процессора, мы получили результаты, в которых по тесту GaNE игровая сетевая карта была до 20 раз быстрее обычной, но такие результаты были только в условиях, когда у процессора свободной мощности уже не оставалось совсем, что приводило к серьезной просадке производительности бенчмарка Resident Evil 5 Benchmark, примерно до 5-10 кадров в секунду.
Также стоит учитывать, что по тесту GaNE трехкратная разница в скорости между встроенной сетевой картой и Killer 2100 в нормальных условиях (и двадцатикратная — при использовании Linpack) наблюдается на очень и очень малых величинах — менее одной миллисекунды. То есть, к примеру, у Killer 2100 0.1 мс, а у встроенной — 0.3 мс, из которых и выходит, что Killer 2100 в три раза быстрее. В реальной же жызни в большинстве случаев такие небольшие, если не сказать микроскопические, улучшения/ухудшения повлиять ни на что не способны.
Теперь перейдем от синтетических тестов к реальным, т.е. игровым тестам.
Игровые тесты
Тестирование в компьютерных играх — это всегда наиболее приятная часть тестов 🙂 Для игровых тестов сетевой карты Killer 2100 были выбраны следующие игры: Killing Floor, Left 4 Dead 2 и Borderlands. Для игрового тестирования мы применили такую методику: используя два компьютера, размещенные в одной локальной сети за роутером, предоставляющим доступ в интернет, мы запускали на обоих компьютерах одну и туже игру, после чего подключались этими компьютерами к одному и тому же игровому серверу. Сначала оба компьютера были подключены с помощью обычных встроенных сетевых карт, используя встроенные средства игр, мы наблюдали за пингом на обоих компьютерах, после чего в одном из компьютеров сетевой провод переподключался в игровую сетевую карту Killer 2100 и оба компьютера снова подключались к тому же игровому серверу, после чего мы снова наблюдали за пингом на обоих компьютерах.
Для того чтобы тестирование было менее подвержено разнообразным глюкам и лагам интернет-подключения, каждый тест многократно повторялся (в том числе в разные дни и времена суток), в результате чего в каждом из режимов было наиграно по паре десятков часов. Практически все время мы наблюдали следующую картину: пинг на обоих компьютерах был практически идентичным, причем у основного тестового ПК (в котором периодически и использовалась Killer 2100) пинг был стабильно немного (2-3 мс) ниже, чем на втором, редкие же резкие всплески пинга можно списать на особенности интернет подключения, поэтому они не учитывались. Что интересно, такая картина с пингом наблюдалась при использовании как встроенной, так и игровой сетевой карты на основном ПК, при этом она была стабильной и распространялась на все игры, т.е. при использования игровой сетевой карты Killer 2100 никакого стабильного уменьшения пинга замечено небыло.
При использовании игровой сетевой карты Killer 2100, в игре Killing Floor было замечен необычное колебание пинга — иногда он проваливался на 15-20 мс на короткое мгновение (менее секунды), после чего восстанавливался до прежнего уровня. Причина этого неизвестна — возможно, это особенности взаимодействия драйвера Killer 2100 с операционной системой, либо действительно часть пакетов доходит с меньшей задержкой, однако поскольку колебания настолько кратковременны и стабильного понижения пинга не происходит, то придавать данному факту значение, по нашему мнению, не стоит.
Также мы попробовали сильнее загрузить процессор основного тестового ПК, чтобы посмотреть, не произойдет ли увеличения пинга при использовании встроенной сетевой карты, в следствии болле высокой нагрузки на процессор. Для этого, одновременно с игрой, на заднем фоне запускались разнообразные ресурсоемкие приложения, от воспроизведения FullHD фильмов, до синтетической нагрузки при помощи Linpack (не на максимальных настройках). Тем не менее, никакого стабильного увеличения пинга, либо ухудшение игрового процесса, от более сильной нагрузки на процессор замечено небыло.
Также, чтобы разнообразить игровые тесты и посмотреть, не произойдет ли увеличения пинга при использовании встроенной сетевой карты, мы попробовали, одновременно с игрой, запустить торрент-клиент с ограничением по скорости закачки на 500 Кб/с, однако опять же негативных эффектов на пинг и игровой процесс это не произвело.
Субъективные впечатления о игровом использовании сетевой карты Killer 2100
Используя поочередно встроенную сетевую карту и Bigfoot Networks Killer 2100, какого-либо преимущества от использования последней замечено небыло, в прочем и негативных эффектов тоже. Отличить одну сетевую карту от другой в «слепом тесте» (не подсматривая, в какую именно из сетевых карт в данный момент подключен кабель) тоже не представлялось возможным — по субъективным ощущениям, они казались одинаковыми.
Выводы про Bigfoot Networks Killer 2100
Без сомнения, игровая сетевая карта Bigfoot Networks Killer 2100 является нишевим продуктом, ориентированным в первую очередь на профессиональных геймеров и геймеров-энтузиастов, которые играют в многопользовательские игры по интернету (или локальной сети), причем играют в высококонкурентные игры, вроде FPS и RTS. В свою очередь, для казуальных геймеров или игроков, предпочитающих однопользовательский режим игры, данная сетевая карта не предназначена в принципе.
Проведя тестирование игровой сетевой карты Bigfoot Networks Killer 2100, как в синтетическом тесте, так и в реальных играх, мы обнаружили лишь незначительное преимущество тестируемой карты над встроенной в синтетическом тесте, однако не обнаружили никаких отличий в реальных игровых тестах.
Компания Bigfoot Networks проделала отличную работу, состыковав первоклассное железо с отличным программным обеспечением, однако на данный момент вычислительная мощность современных процесссоров настолько велика (особенно в случае геймерских компьютеров), а современная операционная система Windows 7 настолько хорошо справляется с маршрутизацией пактов, что отдельный продукт вроде Bigfoot Networks Killer 2100 не способен произвести существенные улучшения.